Основная идея вебинара - рассмотреть, в том числе на практических примерах, что необходимо знать комплаенс-менеджеру по санкциям, какие есть санкционные режимы, риски (последствий), как грамотно выстраивать в компании санкционный комплаенс.
1. Односторонние санкции правомерны (это вытекает из Устава ООН и решения Международного суда ООН от 27.06.1986 по делу Никарагуа vs США).
Существует право у лиц, находящихся под санкциями, переносить спор в арбитражный суд РФ (согласно закону Лугового).
В США существует уголовная ответственность для субъектов санкций при их нарушении (п. 3 ст. 5 Закона США от 1977 г. "Об экономических полномочиях на случай международной чрезвычайной ситуации").
Санкции - срочные и неабсолютные (как правило, они вводятся на 1 год и затем продлеваются, а также есть возможность обратиться в компетентный орган соответствующего государства и получить разрешение на ведение деятельности на подсанкционных территориях).
2. В деле ООО "Сименс" vs "Технопромэкспорт" в январе 2018 г. судьей была сформулирована позиция о том, что, если кто-то на территории РФ соблюдает санкционные предписания иностранных государств, он нарушает публичный порядок РФ, т.к. санкции не применимы на территории России (кроме того, РФ - не член ЕС). Следовательно, защита гражданских прав лиц, соблюдающих санкции иностранных государств, на территории РФ становится затруднительной.
Наличие законопроекта о внесении изменений в УК РФ, где предусмотрена уголовная ответственность для лиц, соблюдающих санкционные предписания, за отказ российским резидентам вступать в различные правоотношения и способствование наполнению иностранных санкционных списков. Если данный законопроект будет принят, то защита гражданских прав лиц, соблюдающих санкционные требования иностранных государств, также будет затруднительной. Кроме того, российский бизнес должен соблюдать санкции, по крайней мере, хотя бы США, так как это страна с более сильной экономикой, чем в РФ. Пока России нечего противопоставить США, она должна позволять бизнесу "играть по правилам американского регулятора".
Влияние санкций очень велико, так как на приведенных практических примерах видно, насколько компании боятся сотрудничать с подсанкционными компаниями (например, дело судоходной компании "Гудзон", "Digital Security"). Желающих приобрести подсанкционные активы нет (дело ИФД "КапиталЪ"). Даже включение лиц в "черный список" BIS, который не является санкционным, может привести к потере контрагентов, материальному и репутационному ущербу (дело АО "АэроКомпозит").
3. Полученная информация и приведенные на вебинаре кейсы позволяют обосновать необходимость внедрения санкционного комплаенса в компании, если это будет необходимо в силу специфики работы, так как существуют большие материальные и репутационные риски и даже риск уголовной ответственности.
В то же время, необходимо правильно оценивать санкционные риски, которые могут последовать при взаимодействии с подсанкционными лицами (если в правоотношениях не задействован субъект санкций, то бизнес-процессы компании выстраиваются иначе).
Необходимо проводить полноценный Due Diligence своего контрагента, проверять его на наличие в санкционных списках, так как есть риск попасть под вторичные санкции какого-либо регулятора, потерять своих контрагентов и др., что может привести к фактическому банкротству компании (дело "Instar Logistics", судоходной компании "Гудзон").
Необходимо запрашивать гарантии у контрагента, согласно которым последний не будет использовать предоставленное по договору имущество с целью нарушить санкции. С целью избежать санкционных рисков, необходимо также прослеживать всю цепочку передачи товара, чтобы знать, кто стал конечным владельцем.
Желательно избегать сотрудничества со спецслужбами, так как это может стать основанием для включения лица в какой-либо санкционный список (дело "Synesis Group", где согласно Нормативным основаниям введения санкций ЕС от 2012 г. необязательно напрямую участвовать в нарушении прав человека, чтобы попасть под санкции ЕС; достаточно вступить в правоотношения с госорганами, которые нарушают права человека).