20 марта. Вебинар с приглашенным экспертом (Сергей Гландин)

Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Денис Примаков -
Количество ответов: 18

Сформулируйте основную идею вебинара. Напишите свое мнение о не менее, чем 3-х ключевых моментах, о которых говорил автор, в формате ответов на вопросы:

  • Что нового вы узнали о санкционном комплаенсе? 
  • Что вас удивило в правоприменении, в действиях регуляторов? 
  • Как вы сможете использовать полученную информацию в своей практике? 
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Кристина Чернышева -
1. Основная идея вебинара заключалась в том, чтобы мы рассмотрели систему комплаенса на практическом опыте. Увидели то, как НПА работают в действие, применение, верное использование без лишних затруднений (если грамотно изучить НПА и ссылаться на нужную задачу, предвидев все риски на практике). Также был озвучен момент, кому же нужен санкционный комплаенс и каковы его риски в глобальном плане, а именно составление и соглашение международных сделок. 2. Я узнала интересные моменты, что санкционное право и санкционный комплаенс оперирует категорией "санкционный риск". Не работает связка "можно-нельзя" и "законно-незаконно". Всегда есть риск последствий (что легко можно ожидать и быть готовым к этому). Анализировать нужно риск-факторы, и у каждого они различны. Главная цель санкционного комплаенса - это спасти компанию малой ценой от больших рисков и больших проблем. 3. Данные изученные знания я смогу использовать в том случае, если например, я буду комплаенс-офицером в компании. Так как я буду знать как верно выстроить санкционную комплаенс-функцию в организации, какие имеются риски. Со своей стороны выполню все возможное, чтобы избежать ошибок и не подвести коллег и компанию, вместе взятые.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Илья Малик -
В целом узнал, что из себя представляет санкционный комплаенс. Понял разницу между международными, односторонними и односторонними в поддержку международных видами санкционных режимов. Также узнал, что основной целью санкционного комплаенса является не ответ на вопрос "можно-нельзя", а анализ риск-факторов, то есть малой ценой спасти компанию от больших рисков.

Включение в SDN-списки. Распространение последствий санкций на неподсанкционных лиц. Практика обхода режимов санкций (ship-to-ship) на примере Северной Кореи. Проблемы "дочек"

Данную информацию можно будет в последующем использовать в профессиональной деятельности. В любой компании необходимо, чтобы имелось представление о санкционном комплаенса, о его определенных особенностях, поскольку это может как повысить эффективность деятельности компании, так и отрицательно на ней сказаться. Кроме того, данные знания значительно расширяют кругозор, что также немаловажно.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Лилия Тухфатуллина -
Основная идея вебинара, на мой взгляд, показать случаи, когда санкционный комплаенс является для компании необходимым, а когда его можно не внедрять, так как были продемонстрированы кейсы о компаниях, которые понесли ответственность за нарушение санкций.
Я узнала новое о санкционном комплаенсе, а именно, ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание при принятии решения о внедрении санкционного комплаенса. Речь идет о вопросах (основной поставщик в США или ЕС, важность рынка США или ЕС, наличие счета в западном банке и проч.), которые были выведены С. Гландиным как ключи к ответу на вопрос внедрять/не внедрять у себя в компании такую разновидность комплаенса как санкционный комплаенс.
В действиях регуляторов меня удивляет то, что ответственность может быть применена даже если лицо, находящееся на территории США, по почте отправит сообщения о согласовании какой-либо сделки (или нечто подобное) с Северной Кореей, например, то его действия составляют законченный состав преступления, ему грозят огромные штрафы и лишение свободы сроком до 20 лет. Суровость законодательства с сфере санкций поражает и тяжестью последствий (в представленных кейсах многие компании фактически прекратили свою деятельность, ушли в процедуры банкротства).
Я смогу использовать информацию, если буду работать в комплаенс-отделе или комплаенс-менеджером, когда в компании будет актуален вопрос о внедрении санкционного комплаенса. Смогу донести информацию до руководства, обосновав необходимость, последствия не учета санкций для бизнеса компании и проч. Особенно наглядны будут кейсы по Инстар Лоджистик, Гудзон, на мой взгляд.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Анастасия Колодкина -
Здравствуйте!
На данном вебинаре я узнала, какие особенности существуют у санкционного комплаенса. Главные черты санкционного комплаенса – срочность санкционных режимов и не абсолютность, то есть, возможность обращения за разрешением (лицензией) дозволением или частным послаблением режима санкций. Необходимо смотреть не только главный санкционный список США, но и так называемый «черный» список Министерства Торговли США, так как возможно, что желаемые товары, технологии, программы могут просто не продать.
Интересно было узнать, что специалисты по комплаенсу действительно нужны бизнесу и банкам. Удивили кейсы, которые были разобраны на данном вебинаре – Instar Logistics, Судоходная компания «Гудзон», Digital Security, АО «Аэрокомпозит», ИФД КапиталЪ и Ольга Плаксина. Дело Instar Logistics показывает, как небрежное и легкомысленное отношение сотрудников компании при выборе контрагента и вступлении с ним в экономические отношения может привести к наложению санкций как на саму компанию, так и на её сотрудников. Дело СК «Гудзон» свидетельствует о важности KYC, в том числе, при сдачи судна в бербоут-чартер. По итогу произошло банкротство компании и возбуждено уголовное дело в РФ в отношении генерального директора. Следующий кейс – дело Digital Security показывает, как оказание услуг компанией (материально-техническая помощь ФСБ в проведении кибератак) спецслужбам может стать основанием для введения санкций. В деле АО «Аэрокомпозит» за поддержку деятельности российских компаний из военной аэрокосмической отрасли были введены санкции США, которые поставили под угрозу реализацию перспективного проекта (разработка самолета нового поколения), что негативно скажется как на деятельности самой компании, так и на авиационной отрасти Российской Федерации в целом. Одно неосторожное действие в непрофильной деятельности сопряженное с излишним PR, спровоцировал уход 2/3 клиентов от некогда успешной крупнейшей финансово-инвестиционной компании и аннулирование лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами.
Полученную информацию я смогу использовать при работе в компании, в которой основной поставщик США или ЕС или основные клиенты организации в США, ЕС для предотвращения привлечения её к юридической ответственности за нарушение санкционного режима. Также благодаря полученным знаниям мне будет легче выяснить насколько токсичен тот или иной контрагент, насколько у него всё хорошо в сфере противодействия отмывания денежных средств, поможет ответить на вопрос о том, какие санкционные риски у компании могут возникнуть в конкретной ситуации. Мне понравилось, что Сергей Гландин приводил в пример интересные реальные дела. Я получила много полезной информации. Спасибо!
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Вероника Ивченко -
Что нового я узнала о санкционном комплаенсе? Что данный вид санкционного комплаенса характерен для западных компаний, в противовес восточным, осуществление происходит посредством бизнеса и банков. Существуют следующие виды санкций: международные, односторонние и односторонние в поддержку международных. Возможно также некое послабление (частного) режима санкций и некоторые другие особенности.
Для того, чтобы компания не оказалась банкротом и в санкционных списках, необходимо обязательно учитывать санкционные риски, обращать внимание на red flugs и быть внимательным при проведении due dillegence. Также, немаловажным, чтобы в компании была развита комплаенс система или же был complience officer , если компания не большая. Вакансия complience officer все больше и больше становится популярной на рынке труда, однако же, эта профессия очень ответственная и требует огромного внимания.
Больше всего мне понравился разбор кейсов, из чего можно сделать вывод, что нельзя легкомысленно и небрежно относится при выборе контрагентов и вступлении с ними в деловые отношения, нужно ! обязательно ! просчитывать все риски,это самое главное в этой деятельности. И удивило то, что из-за веденных санкций компании стали банкротами, потеряли большие суммы денег, люди потеряли свои так называемые "хлебные" места, а вышестоящие лица даже попали под уголовное преследование из-за банкротства.
Полученную информацию я смогу использовать, работая в любой международной или национальной компании, а также в обыденных днях. Теперь я буду намного больше понимать, что такое санкции и почему они вводятся.
Спасибо большое за интересную информацию и интересную подачу!
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Марина Пирмаматова -
Пирмаматова Марина
Сформулируйте основную идею вебинара. Напишите свое мнение о не менее, чем 3-х ключевых моментах, о которых говорил автор, в формате ответов на вопросы:
• Что нового вы узнали о санкционном комплаенсе?
Санкционный комплаенс тема интересная и новая, Денис Примаков на своем вебинаре достаточно подробно рассказал о санкционном комплаенсе, однако вебинар Сергея Гландина вывел мои знания по данной тематике на новый уровень. Интересные тонкости санкционного регулирования, такие как срочность санкционного режима (санкции принимаются в основном на год, далее продлеваются), не абсолютность санкций – можно обратиться к регулятору и получить разрешение, и.т.д. Были приведены интереснейшие кейсы, в которых отлично показана практическая сторона применения санкционного режима. Также была рассмотрена необходимость построения санкционного комплаенса в предприятиях, не зависимо от вида деятельности и места нахождения и санкционные риски. Были рассмотрены перспективы развития санкционного комплаенса в РФ.
• Что вас удивило в правоприменении, в действиях регуляторов?
На сколько акты Министерства Торговли США, помимо актов остальных регуляторов влияют на обстановку на мировом рынке и на взаимодействие контрагентов.
• Как вы сможете использовать полученную информацию в своей практике?
Тематика как санкционного комплаенса, так и антикоррупционного мне достаточно интересна. Деятельность в данной области представляется мне многогранной и насыщенной, требующей постоянного саморазвития и совершенствования компетенций. Перспективы развития самой области также любопытны и могогобещающи. Не вольно возникает желание переквалифицироваться и вести свою деятельность в данном направлении.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Эдуард Олегович Шамсутдинов -
Основная тема вебинара — санкционный комплаенс, его место и значение для современного бизнеса

1.Было интересно сказано про субъектный состав — не задумывался о том, что субъекты — это резиденты, чьим личным законом является право США, а объекты -- к примеру, Олег Дерипаска. Так же не знал про категории санкционного комплаенса, а именно, что вместо связок «можно-нельзя» и «законно-незаконно» следует анализировать риск-факторы. Те самые red flags, о которых мы часто говорили во время курса, при этом понял окончательно про риск-аппетит: малой кровью спасти компанию от больших рисков.
2.Удивило, что они часто ищут козла отпущения. Очень пугающая история с ООО Судоходная компания «Гудзон», честно подумал про себя, что не совсем правильно, что суда даже на металлолом продать нельзя, хотя в действительности метод устрашения так и должен работать. Так же кейсы ИФД КапитальЪ и InstarLogistics указывают на неизбежность развития комплаенса, учитывая случившиеся потери в компаниях, а также свидетельствуют о необходимости регламентации создавать политики поведения сотрудников в Интернете и при взаимодействии со СМИ.
3.В очередной раз убедился, что санкционный комплаенс необходимый инструмент для бизнеса в современных реалиях. Думаю, что полученная информация поможет на практике в случае составления карты рисков и изучения контрагентов.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Вадим Удинцев -
Основной идеей вебинара стало описание общих положений санкционного комплаенса, обзор на конкретных примерах, какие последствия могут наступить для компании при несоблюдении санкционных ограничений, а также кому и какие именно меры необходимо принимать для избежания негативных последствий.
В ходе вебинара я узнал особенности санкционного комплаенса, такие как виды санкционных режимов, кто может может быть субъектами таких режимов. Также меня удивило, что санкции не являются абсолютными. Существует возможность обращения к органам-регуляторам за послаблением санкционного режима. В практической деятельности это поможет минимизировать убытки компании, уже подверженной санкционным ограничениям.
Также я узнал о том, что целью санкционного комплаенса является не подстраивание компании под определенные законом или иным нормативно-правовым актом условия, а оценка рисков, необходимая для того, чтобы малой ценой спасти компанию от больших потерь. На меня произвел впечатление пример, когда договор, заключенный с компанией, к которой применены санкции, способен практически разрушить бизнес, лишить его почти всех клиентов и контрагентов. Данный пример показывает, что лучше учиться на чужих ошибках и тщательнее изучать возможные риски и потенциальных контрагентов.
Еще одним полезным знанием стали вопросы, которые помогут разобраться, каким компаниям необходимо соблюдать санкционные режимы США и ЕС, в зависимости от того, кто является контрагентами или акционерами компании. Интересной особенностью было упоминание ведущим вебинара о том, что американские регуляторы охотнее привлекают к ответственности компании, находящиеся в санкционном списке, устанавливаемого Указом президента США, нежели компании, к которым применены санкции посредством принятия тех или иных законов Конгрессом США. Это поможет указать компании на определенную гибкость при ее консультировании.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Юлия Астахова -
Основная идея вебинара - рассмотреть, в том числе на практических примерах, что необходимо знать комплаенс-менеджеру по санкциям, какие есть санкционные режимы, риски (последствий), как грамотно выстраивать в компании санкционный комплаенс.

1. Односторонние санкции правомерны (это вытекает из Устава ООН и решения Международного суда ООН от 27.06.1986 по делу Никарагуа vs США).

Существует право у лиц, находящихся под санкциями, переносить спор в арбитражный суд РФ (согласно закону Лугового).

В США существует уголовная ответственность для субъектов санкций при их нарушении (п. 3 ст. 5 Закона США от 1977 г. "Об экономических полномочиях на случай международной чрезвычайной ситуации").

Санкции - срочные и неабсолютные (как правило, они вводятся на 1 год и затем продлеваются, а также есть возможность обратиться в компетентный орган соответствующего государства и получить разрешение на ведение деятельности на подсанкционных территориях).

2. В деле ООО "Сименс" vs "Технопромэкспорт" в январе 2018 г. судьей была сформулирована позиция о том, что, если кто-то на территории РФ соблюдает санкционные предписания иностранных государств, он нарушает публичный порядок РФ, т.к. санкции не применимы на территории России (кроме того, РФ - не член ЕС). Следовательно, защита гражданских прав лиц, соблюдающих санкции иностранных государств, на территории РФ становится затруднительной.

Наличие законопроекта о внесении изменений в УК РФ, где предусмотрена уголовная ответственность для лиц, соблюдающих санкционные предписания, за отказ российским резидентам вступать в различные правоотношения и способствование наполнению иностранных санкционных списков. Если данный законопроект будет принят, то защита гражданских прав лиц, соблюдающих санкционные требования иностранных государств, также будет затруднительной. Кроме того, российский бизнес должен соблюдать санкции, по крайней мере, хотя бы США, так как это страна с более сильной экономикой, чем в РФ. Пока России нечего противопоставить США, она должна позволять бизнесу "играть по правилам американского регулятора".

Влияние санкций очень велико, так как на приведенных практических примерах видно, насколько компании боятся сотрудничать с подсанкционными компаниями (например, дело судоходной компании "Гудзон", "Digital Security"). Желающих приобрести подсанкционные активы нет (дело ИФД "КапиталЪ"). Даже включение лиц в "черный список" BIS, который не является санкционным, может привести к потере контрагентов, материальному и репутационному ущербу (дело АО "АэроКомпозит").

3. Полученная информация и приведенные на вебинаре кейсы позволяют обосновать необходимость внедрения санкционного комплаенса в компании, если это будет необходимо в силу специфики работы, так как существуют большие материальные и репутационные риски и даже риск уголовной ответственности.
В то же время, необходимо правильно оценивать санкционные риски, которые могут последовать при взаимодействии с подсанкционными лицами (если в правоотношениях не задействован субъект санкций, то бизнес-процессы компании выстраиваются иначе).
Необходимо проводить полноценный Due Diligence своего контрагента, проверять его на наличие в санкционных списках, так как есть риск попасть под вторичные санкции какого-либо регулятора, потерять своих контрагентов и др., что может привести к фактическому банкротству компании (дело "Instar Logistics", судоходной компании "Гудзон").
Необходимо запрашивать гарантии у контрагента, согласно которым последний не будет использовать предоставленное по договору имущество с целью нарушить санкции. С целью избежать санкционных рисков, необходимо также прослеживать всю цепочку передачи товара, чтобы знать, кто стал конечным владельцем.
Желательно избегать сотрудничества со спецслужбами, так как это может стать основанием для включения лица в какой-либо санкционный список (дело "Synesis Group", где согласно Нормативным основаниям введения санкций ЕС от 2012 г. необязательно напрямую участвовать в нарушении прав человека, чтобы попасть под санкции ЕС; достаточно вступить в правоотношения с госорганами, которые нарушают права человека).
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Дарья Трапезникова -
Санкционным комплаенсом можно назвать соотнесение деятельности организации с требованием соблюдения международным и односторонних режимов санкций, запретов и ограничений для предотвращения привлечения к ответственности. Это относительно новое, но самостоятельное направление в комплаенсе. Информация, данная на вебинаре, была действительно новой, поскольку ранее не была мною изучена. Как выяснилось, санкционный комплаенс в компании является необходимым элементом структуры компании при определенных условиях.
Удивительно было то, насколько оперативно действуют американские регуляторы, реагируя на те или иные действия юридических лиц (и физических), которые впоследствии попадают в санкционные списки, а также то, как само поведение лица либо его связи с другими контрагентами существенно влияют на этот процесс. Интересно было посмотреть на практике как действует американский регулятор по применению санкций в отношении конкретных лиц (5 кейсов), за что стоит выразить благодарность автору, так как практический материал был действительно красочным, что позволило лучше усвоить материал.
На мой взгляд, полученная информация будет ценной на практике, особенно запомнился список вопросов, позволяющий определить необходимость введения санкционного комплаенса в работе организации.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Кирилл Глотов -
1. По каким основания и по какой процедуре могут попасть российские предприятия под санкции из-за несоблюдения санкционного комплаенса.
2. Отложенный до автоматизма механизм внесения какого-либо лица в санкционный список властями США.
3. Просто в очередной раз стоит осознавать "санкционные риски" и учитывать этот фактор при due diligence контрагентов.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Геннадий Поросенков -
Идея вибанара заключалась в том, чтобы осветить базовые принципы санкционного комплаенса, а также на конкретных кейсах описать потенциальные риски

- принципиально новое заключалось в тех негативных эффектах, которые санкции оказывают на компании и экономики страны.Преимущественная часть информационного потока в России постулирует о том, что санкции нейтральны для РФ, тогда как приводятся примеры, когда они действительно наносят существенный ущерб, как минимум, конкретным компаниям
- удивило то, что не обязательно санкции должны быть коллективными, чтобы наносить существенный экономический ущерб. Достаточно внесения в черные списки США для того, чтобы с российской компанией перестали работать даже китайцы, несмотря на внешнюю солидарность
- при написании научных статей на профильную тематику
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Елена Мамченко -
Было интересно узнать о различных особенностях санкционного комплаенса. К примеру, что в разговоре о санкциях фокус должен быть не на понятиях "можно-нельзя", а на возможных последствиях для компании.
Также невероятно полезным было ознакомиться с различными кейсами компаний, которые не применяли комплаенс, и какие последствия для них это повлекло.
Можно говорить о том, что санкционный комплаенс, в особенности для транснациональных корпораций, имеет порой решающее значение. Его применение является надежным тылом для компании.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Дарья Казакова -
Казакова Дарья

Сформулируйте основную идею вебинара: компании должны очень аккуратно подходить к выходу на иностранный рынок, особенно в тех юрисдикциях, которые находятся под санкциями США и ЕС. Также не стоит рисковать и нарушать нормы о санкциях (как, например, торговля с Северной Кореей), а также сотрудничать с подозрительными поставщиками или контрагентами, бенефициарные владельцы которых неясны при проверке, в связи с тем, что ущерб будет намного больше чем выгода.

Что нового вы узнали о санкционном комплаенсе?

Не работает связка «можно-нельзя», работает связка «законно-незаконно». По-хорошему, если Вы советуете своим клиентам по вопросам выхода на зарубежный рынок, Вы не можете сказать, что вести бизнес в конкретной стране «нельзя», на самом деле можно, но необходимо сопоставить риски с теми выгодами, которые клиент может получить от ведения деятельности в данной стране.

Что вас удивило в правоприменении, в действиях регуляторов?

Поразило, насколько серьезными могут быть последствия для компаний, которые не соблюдали санкции – на примере судоходой компании «гудзон», которая не только потеряла всех своих клиентов, но и не смогла приобрести новых, а также оставила свои многотонные судна ржаветь в водах Северной Кореи, так как больше данный материал даже невозможно сдать в обработку или на утилизацию, так как он является подсанкционным и никто из других компаниц не возьмется с ним работать ввиду угрозы наложения американских санкций.

Как вы сможете использовать полученную информацию в своей практике?

В моей практике есть ряд задач по выявлению комплаенс-рисков при анализа зарубежного законодательства по вопросам банковского комплаенса, страховых услуг и др. При выполнении данных вопросов мне необходимо смотреть изменения в санкционном регулировании США и Европы, особенно учитывая, что Банк, где я работаю – европейский.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Юлия Благун -
Санкционный комплаенс необходим для минимизации издержек, недопущения привлечения к ответственности, которые могут стать следствием несоблюдением компанией санкционных режимов. Важность: необходимо учитывать, что в нпа не всегда четко разъяснен определенный санкционный режим.
Ответственность за нарушение санкционных норм может быть ОГРОМНОЙ, поэтому сложно переоценить функционирование санкционного комплаенса в организации.
Особенность санкционного права в отсутствии положения "можно-нельзя" - есть риск последствий, с которым нужно уметь грамотно работать.
Санкционный комплаенс необходим для согласования сделок и проверки контрагентов по санкционным спискам. Безответственность или поспешность в данном вопроса может обернуться весьма негативными последствиями для компании.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Клара Минасян -
1) Из нового: санкционные правоотношения по субъектному составу: под действие санкционных правоотношений подпадают только собственные резиденты: под действие регулятора в лице МинФина США подпадают кредитные организации США; кредитные организации с участием американских организаций.
2) Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (2017 г.). Список предприятий из оборонной и разведывательной отраслей, соответствующих органов власти (по кейсу Калашникова);
Очень интересным показалось мнение о том, что в санкционном комплаенсе нет категорий «можно-нельзя» и «законно-незаконно», что оправдывает факт мониторинга регулятора (Минфин США) по субъектному составу;
3) В работе и при решении практических кейсов
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Кирилл Гришин -
Интересна российская специфика: угроза преследование за содействие санкциям. Понравился подход автора, что санкционный комплаенс не сколько про законно/незаконно (юрисдикций то много), а больше об рисках и целях компании: готова ли она понести риски вследствие возможных санкций или нет.
Интересно раскрыта идея специальных лицензий ОFEC, ведь действительно санкции не абсолютны: Ашан. С удивлением узнал, что таким крупным и вполне бытовым фирмам разрешаются работать в Крыму.
На практике информацию можно использовать с одной стороны предупреждая санкции вообще, а с другой - предлагая руководству выбор между рисками: что важнее компании, от работы в какой стране она готова отказаться.
В ответ на Денис Примаков

Re: Прочитайте вопрос и дайте развернутый ответ

от Вита Зубкова -
Данный вебинар крайне интересный, были взяты и подробно описаны 5 емких примеров по санкционному комплаенсу. Интересно, что санкции могут распространяться вторичной волной.