Вопрос 3.
1. Введенные против Ирана санкции затрагивают отдельные сектора экономики и применяют:
— ограничение межбанковских расчетов, блокирование финансовых транзакций Ирана, замораживание иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор страны;
— запрет на покупку иранской нефти, газа, нефтепродуктов и электроэнергии, продажу иранским фирмам товаров и оборудования (за исключением товаров низкого качества и устаревших технологий, которые направляются в развивающиеся страны, медикаментов и продовольствия);
— запрет на передачу отраслевых технологий и оборудования, а также на оказание профильных услуг.
8 мая 2018 года США объявили о выходе из Совместного комплексного плана действий от 2015 г. – так называемой ядерной сделки – и тем самым возобновили санкции против Ирана. В ноябре 2019 санкции Вашингтона были распространены на строительный сектор Ирана. С января 2020 года Соединенные Штаты ввели санкции в отношении 17 иранских горнодобывающих и металлургических компаний, а также иностранных судов, участвовавших в закупке их продукции. Санкции также были введены и в отношении восьми высокопоставленных чиновников Ирана. 23 января введены санкции против нескольких гонконгских предприятий, а также компании, которая базируется в ОАЭ. Эти предприятия причастны к незаконному экспорту иранской нефти. Санкционные режимы США направлены на ограничение финансирования юридических и физических лиц Ирана. Cанкции против Ирана могут негативно повлиять и на неамериканские компании, занимающиеся бизнесом в Иране.
2. Лицензия – разрешение OFAC на совершение сделки, которая в противном случае была бы запрещена. Существует два типа лицензий: общие и специальные. Общая лицензия разрешает определенный вид сделки для определенного класса лиц без необходимости обращения в OFAC за получением лицензии. Специальная лицензия - письменный документ, выданный OFAC конкретному физическому или юридическому лицу, разрешающий определенную сделку в ответ на письменное заявление о выдаче лицензии. Лица, осуществляющие операции на основании общих или специальных лицензий, должны следить за строгим соблюдением всех условий лицензий.
3. Фармацевтической компании из Западной Европы, рассматривающей возможность предлагать свои лекарства на разных рынках, можно выходить на ранок Ирана. Обход санкций возможен, но опасен, единственная легальная возможность — получение специальной лицензии, которую Минфин США выдает в индивидуальном порядке или же обратиться к регулятору за разъяснениями. Компании необходимо получить специальную лицензию OFAC на продажу лекарств в Иране путем направления заявления в OFAC, если это продукция находится в перечне генеральной лицензии 31 C.F.R. 560.530(a)(3)(ii).
Другой путь это с помощью организации, которая призвана защитить европейские предприятия, торгующие с Ираном, от санкций США и предотвратить подпадание европейских компаний под штрафные меры. Механизм создается силами Германии, Франции и Великобритании "прозрачно" и "в соответствии с французским правом" "Instrument in Support of Trade Exchanges" (инструмент для поддержки торговых обменов). INSTEX является платёжной системой, которая позволит компаниям торговать с Ираном, несмотря на жёсткие санкции США. Первоначально механизм INSTEX будет сосредоточен на товарах, которые с меньшей вероятностью вызовут недовольство в Вашингтоне. На фармацевтике, медицинском оборудовании и продуктах питания. Санкции США разрешают торговлю гуманитарными товарами.
Компании необходимо внедрить санкционный комплаенс, разработать положение по выполнению санкционных ограничений, провести оценку санкционных рисков, а также тщательно проверять своих потенциальных контрагентов и клиентов при заключении сделок, запрашивать гарантийное письмо о соблюдении санкционных ограничений (sanction letter), применять систему скрининга, включать санкционные оговорки в договоры и право на проведение аудита. Также для того чтобы себя обезопасить, ей необходимо регулярно открывать санкционные списки США (OFAC SDN List, OFAC NON SDN, US Person), иметь консультанта, специализирующегося на санкциях, проводить санкционный аудит коммерческой деятельности компании, или санкционный Due Diligence проекта перед тем, как инвестировать или участвовать в нем, оценивать риски его нереализации из-за неисполнения по причине санкций контактных обязательств компании, подрядчиков, поставщиков, зарубежных контрагентов своих поставщиков. Необходимо выводить лиц, находящихся в списке US Person из сделки, то есть не допускать того, чтобы они принимали решения по сделкам, которые нарушают американское санкционное законодательство. Если обнаружится, что среди клиентов находится субъект SDN List, то ему надо закрыть все счета, ограничить кредитование; в случае если это компания-эмитент — продать ее ценные бумаги и установить в торговых системах блокировку на торговлю этими бумагами для своих клиентов.