II.3. Итоговое задание по санкционному комплаенсу

Итоговое задание по санкционному комплаенсу

Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Денис Примаков -
Количество ответов: 18

Как выполнять работу?

  • Выберите один из трех предложенных вопросов задания и напишите развернутый ответ.
  • Ответ не должен превышать 1 лист (12 кегль, 1,5 интервал).
  • Вы можете использовать любую доступную литературу и информацию.

 

Вопрос 1.

Вас попросили разработать положение о соблюдении санкций для большой нефтегазовой компании, у которой есть проекты в Венесуэле.

Прежде, чем приступить к разработке документа, вам необходимо ответить на несколько вопросов:

  1. О каком виде санкций идет речь: двусторонние или международные санкции? 
  2. В чем разница между SDN и SSI? Какой вид санкций более актуален для данной компании? Почему?
  3. Как вы организуете проверку контрагентов и клиентов?


Вопрос 2.

Вас попросили разработать положение о соблюдении санкций для российской брокерской компании, которая предлагает услуги, в том числе по торговле иностранными ценными бумагами.

Прежде, чем приступить к разработке документа, вам необходимо ответить на несколько вопросов:

  1. Как вы построите взаимодействие между клиентами и брокерами?
  2. Каких клиентов вы ограничите в доступе к иностранным ценным бумагам и  почему?
  3. Как вы построите анализ санкционных рисков с учетом  карты рисков OFAC?


Вопрос  3.

Вас попросили разработать положение о соблюдении санкций для фармацевтической  компании из Западной Европы, которая рассматривает возможность предлагать свои лекарства на разных рынках, включая Иран.

Прежде, чем приступить к разработке документа, вам необходимо ответить на несколько вопросов:

  1. Каковы общие правила американских санкций в отношении Ирана: на кого они распространяются? 
  2. В чем разница между общей и специальной лицензией?
  3. Можно ли данной компании выходить на рынок Ирана? Если да,  то опишите какие действия должна предпринять компания, чтобы себя обезопасить?

 

В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Ольга Понедельник -
Вопрос 2: Дело Aerobus
1. Какой вид соглашения был заключен между Аэробусом и регуляторами США, Великобритании и Франции в январе 2020 г.?
Было заключено соглашение об отсрочке судебного преследования и его французский аналог вид «сделки со следствием» (plea agreement).
2. Какие особенности данного вида соглашения?
Такое соглашение устанавливает суд и в основе его лежит стимулирование компании к позитивной деятельности после совершения проступка. То есть компания обязуется выполнять определенные, возложенные на его требования. После чего обвинение может быть снято.
3. Что отличает это дело от других антикоррупционных дел?
Данное дело отличается тем, что Аэробус сам раскрыл коррупционную схему, сотрудничал со следствием. Причем сотрудничество было чуть ли не одним из самых эффективных за историю как между компанией и государствами, так и между самим «истцами».
Помимо этого, внимание стоит обратить и на размер таких выплат: компания выплатит рекордный штраф в размере почти 3,6 млрд евро.
4. Какой специальный вид комплаенса упоминается в деле?
Антикоррупционный комплаенс, главная задача которого, как ни странно, противодействие коррупции.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Эдуард Олегович Шамсутдинов -
Вопрос  3.

1. В целом, объем документов по Ирану достаточно велик и затрагивает различные сферы от перевозки морским и воздушным путем до перечней подсанкционных товаров. В соответствии с «Guidance on the Sale of Food, Agricultural Commodities, Medicine, and Medical Devices by Non-U.S. Persons to Iran» эти санкции распространяются как на резидентов США, так и на нерезидентов.
2. Общие лицензии выдаются OFAC публично и устанавливают общее исключение из санкционного режима (к примеру, на продукты сельского хозяйства), тогда как специальные лицензии индивидуальны и таргетированы и выдаются только по заявлению и требуют обязательной отчетности лицензиата (к примеру, для каких-либо незаменимых деталей).
3. Можно, но следует учитывать санкционное законодательство. Cогласно приведенному выше Guidance сделки с медицинскими препаратами и медицинскими препаратами не вызывают санкций только в том случае, если транзакции не включают лиц из списка SDN или в том случае, если отсутствуют признаки запрещённого поведения (например, прямой банковский перевод из Ирана в США и наоборот). Следовательно, нужно иметь комплаенс-офицера, который бы отслеживал, есть ли red flags. Интересное замечание присутствует и в самой Guidance, где участникам торговли с Ираном настоятельно рекомендуется проводить усиленный due diligence и стремиться быть максимально проинформированными о возможных действиях контрагента по обходу санкций и совершению фрода. Из документов по фарме также следует учитывать общую лицензию — «GENERAL LICENSE 31 C.F.R. 560.530(a)(3) Authorizing the exportation or reexportation of medicine and medical devices to Iran».

Положение о соблюдении санкций группы компании «PharmaconM» («Положение»)

Будучи инноватором на рынке фармацевтических изделий и препаратов, PharmaconM стремится обеспечить соответствие требованиям, предусмотренным экономическими санкциями США («Санкции»), не просто в силу их обязательности, но, в большей степени, потому, что мы находим это верным и желательным для деятельности компаний нашей группы и для уверенности наших инвесторов.

Мы следим за текущей ситуацией и стараемся приложить все усилия, чтобы минимизировать риски, связанные с Санкциями, для бизнеса группы PharmaconM.

В основе оценки санкционных рисков для нас безусловным является учёт географических, отраслевых, транзакционных и операционных факторов. Группа компаний солидарно и бесперебойно осуществляет системный анализ всей деятельности и на постоянной основе организует обучение своих сотрудников в сфере соблюдениях санкционных требований.

Руководство PharmaconM принимает и понимает данное Положение, разделяет ответственность за его исполнение, а также предпринимает шаги, чтобы сотрудники осознавали важность программы.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Анастасия Колодкина -
Вопрос 3.
1. Введенные против Ирана санкции затрагивают отдельные сектора экономики и применяют:
— ограничение межбанковских расчетов, блокирование финансовых транзакций Ирана, замораживание иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор страны;
— запрет на покупку иранской нефти, газа, нефтепродуктов и электроэнергии, продажу иранским фирмам товаров и оборудования (за исключением товаров низкого качества и устаревших технологий, которые направляются в развивающиеся страны, медикаментов и продовольствия);
— запрет на передачу отраслевых технологий и оборудования, а также на оказание профильных услуг.
8 мая 2018 года США объявили о выходе из Совместного комплексного плана действий от 2015 г. – так называемой ядерной сделки – и тем самым возобновили санкции против Ирана. В ноябре 2019 санкции Вашингтона были распространены на строительный сектор Ирана. С января 2020 года Соединенные Штаты ввели санкции в отношении 17 иранских горнодобывающих и металлургических компаний, а также иностранных судов, участвовавших в закупке их продукции. Санкции также были введены и в отношении восьми высокопоставленных чиновников Ирана. 23 января введены санкции против нескольких гонконгских предприятий, а также компании, которая базируется в ОАЭ. Эти предприятия причастны к незаконному экспорту иранской нефти. Санкционные режимы США направлены на ограничение финансирования юридических и физических лиц Ирана. Cанкции против Ирана могут негативно повлиять и на неамериканские компании, занимающиеся бизнесом в Иране.
2. Лицензия – разрешение OFAC на совершение сделки, которая в противном случае была бы запрещена. Существует два типа лицензий: общие и специальные. Общая лицензия разрешает определенный вид сделки для определенного класса лиц без необходимости обращения в OFAC за получением лицензии. Специальная лицензия - письменный документ, выданный OFAC конкретному физическому или юридическому лицу, разрешающий определенную сделку в ответ на письменное заявление о выдаче лицензии. Лица, осуществляющие операции на основании общих или специальных лицензий, должны следить за строгим соблюдением всех условий лицензий.
3. Фармацевтической компании из Западной Европы, рассматривающей возможность предлагать свои лекарства на разных рынках, можно выходить на ранок Ирана. Обход санкций возможен, но опасен, единственная легальная возможность — получение специальной лицензии, которую Минфин США выдает в индивидуальном порядке или же обратиться к регулятору за разъяснениями. Компании необходимо получить специальную лицензию OFAC на продажу лекарств в Иране путем направления заявления в OFAC, если это продукция находится в перечне генеральной лицензии 31 C.F.R. 560.530(a)(3)(ii).
Другой путь это с помощью организации, которая призвана защитить европейские предприятия, торгующие с Ираном, от санкций США и предотвратить подпадание европейских компаний под штрафные меры. Механизм создается силами Германии, Франции и Великобритании "прозрачно" и "в соответствии с французским правом" "Instrument in Support of Trade Exchanges" (инструмент для поддержки торговых обменов). INSTEX является платёжной системой, которая позволит компаниям торговать с Ираном, несмотря на жёсткие санкции США. Первоначально механизм INSTEX будет сосредоточен на товарах, которые с меньшей вероятностью вызовут недовольство в Вашингтоне. На фармацевтике, медицинском оборудовании и продуктах питания. Санкции США разрешают торговлю гуманитарными товарами.
Компании необходимо внедрить санкционный комплаенс, разработать положение по выполнению санкционных ограничений, провести оценку санкционных рисков, а также тщательно проверять своих потенциальных контрагентов и клиентов при заключении сделок, запрашивать гарантийное письмо о соблюдении санкционных ограничений (sanction letter), применять систему скрининга, включать санкционные оговорки в договоры и право на проведение аудита. Также для того чтобы себя обезопасить, ей необходимо регулярно открывать санкционные списки США (OFAC SDN List, OFAC NON SDN, US Person), иметь консультанта, специализирующегося на санкциях, проводить санкционный аудит коммерческой деятельности компании, или санкционный Due Diligence проекта перед тем, как инвестировать или участвовать в нем, оценивать риски его нереализации из-за неисполнения по причине санкций контактных обязательств компании, подрядчиков, поставщиков, зарубежных контрагентов своих поставщиков. Необходимо выводить лиц, находящихся в списке US Person из сделки, то есть не допускать того, чтобы они принимали решения по сделкам, которые нарушают американское санкционное законодательство. Если обнаружится, что среди клиентов находится субъект SDN List, то ему надо закрыть все счета, ограничить кредитование; в случае если это компания-эмитент — продать ее ценные бумаги и установить в торговых системах блокировку на торговлю этими бумагами для своих клиентов.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Кристина Чернышева -
Вопрос 3.
1.Правительство США запрещает американским компаниям вести какие-либо экономические отношения с Ираном. Санкции были введены в отношении Ирана из-за "поддержки терроризма", " невыполнения международных обязательств по ядерной программе и "нарушения прав человека". Современные санкции США в отношении Ирана затрагивают передовые отрасли экономики Ирана. Также транзакции США с Ираном относительно энергетических продуктов запрещены, ограничивается импорт в США предметов роскоши из Ирана. США в рамках своей юрисдикции запрещают транспортировку ряда товаров через границу Ирана и посреднические услуги. Действуют ограничения на страхование перевозок товаров из Ирана. Ряд иранских авиакомпаний находятся под санкциями по указу - торговля с гражданскими авиакомпаниями Ирана запрещена. Гуманитарная помощь в виде продуктов питания, игрушек и одежды не запрещена, особенно если она предоставляется непосредственно физическим лицом, но гуманитарные организации должны получить разрешительную лицензию на оказание такой помощи. Отмечается, что платежи от американских импортеров не должны идти напрямую в иранские банки - необходимо совершить операцию через банк третьего государства. Для гуманитарных организаций, поставщиков медицинских изделий и других существует риск попасть под санкции, и это сопряжено с высокими потенциальными издержками. Действия санкционного пакета были временно лишены шесть стран, которые особенно зависят от поставок иранской нефти: Китай, Индия, Южная Корея, Турция, Италия, Греция, Япония и Тайвань..

2. В отношении некоторых категорий сделок или конкретной сделки может быть выдана общая лицензия или специальная лицензия, соответственно, которая допускает их совершение. Специальная лицензия — документ, который выдает OFAC на основании заявления заинтересованного лица. Специальная лицензия разрешает конкретную сделку конкретному лицу или организации. При предоставлении специальной лицензии компания обязуется предоставлять отчет по форме, предусмотренной специальной лицензией. В случае отказа в предоставлении лицензии, как и в случаях принятия отрицательного решения по запросам, упомянутых для первого и второго способа, обжаловать эти решения заявитель не вправе – внутриведомственная апелляция не предусмотрена.

3.Да, можно. Перечислю условия/действия, которые необходимо соблюсти компании, чтобы себя обезопасить, в первую очередь это - выбор партнера, соблюдение нормативно-правовой среды и учет сертификации, внимательность к работе с конечным потребителем. Во-вторых необходимо заранее предусмотреть возможные валютные и бюджетные риски, быть готовым к определенному исходу событий. Также отдельно рассмотреть и подготовить точный план, как будет проходить доставка, проведение платежей, оформление возврата, если таково потребуется.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Вероника Ивченко -
Вопрос 3.
1. Согласно данным Бюро переписи США, в период действия антииранских санкций, введённых администрацией бывшего президента США Барака Обамы, США ежегодно экспортировали в Иран фармацевтическую продукцию на сумму в $26 млн. В течение последних нескольких лет стоимость данного экспорта в среднем составила всего $8,6 млн в год из-за более жёсткой санкционной политики Трампа.
Администрация Трампа также ограничила экспорт европейских лекарств в Иран. Например, экспорт фармацевтических препаратов из Швейцарии в Иран упал на 30% — с $240 млн в 2017 году до $167 млн в 2018 году. Несмотря на то, что антииранские санкции были полностью восстановлены только в ноябре 2018 года, в 2019 году швейцарский фармацевтический экспорт уже упал ниже среднегодового показателя в $178 млн, зарегистрированного с 2008 по 2015 год.
2. Общие лицензии действуют в отношении всех операций определенного вида, а специальные выдаются по запросу заинтересованного лица для конкретного случая.
3. Что должна сделать компания, чтобы выйти полностью в безопасности на рынок Ирана? Для начала убедиться, действительно ли нет ограничений на ввоз лекарственных препаратов, а если есть, то какие эти ограничения.
Затем узнать не требуется ли получение лицензии организациям без государственного участия на экспорт в Иран лекарств и медицинских изделий (включая средства индивидуальной защиты, используемые в связи с COVID-19),поскольку такой экспорт попадает под исключения, установленные общей лицензией. Однако общей лицензией, регулирующей экспорт и реэкспорт в Иран медицинских товаров и изделий, предусмотрен перечень таких товаров и изделий (например, кислородные концентраторы, дезактивирующие души, аэрозольное ингаляционное оборудование, полнолицевые респираторы и др.), экспорт и реэкспорт которых в Иран требует получения специальной лицензии. То есть, понять, нужна ли лицензия или нет.
Также необходимо рассчитать, будет ли выгодно компании поставлять лекарства в Иран, с учетом статистических данных за последние несколько лет.
Изучить СМИ, конкурентов, клиентов- так сказать «прощупать почву» со всех сторон
И только после этого уже принимать решение о выходе на рынок.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Илья Малик -
Вопрос 3.
Вас попросили разработать положение о соблюдении санкций для фармацевтической компании из Западной Европы, которая рассматривает возможность предлагать свои лекарства на разных рынках, включая Иран.
Прежде, чем приступить к разработке документа, вам необходимо ответить на несколько вопросов:
1. Каковы общие правила американских санкций в отношении Ирана: на кого они распространяются?
2. В чем разница между общей и специальной лицензией?
3. Можно ли данной компании выходить на рынок Ирана? Если да, то опишите какие действия должна предпринять компания, чтобы себя обезопасить?

1) В ноябре 2018 года вступили в силу санкции США в отношении Ирана, касающиеся банковского и нефтяного секторов экономики. С 5 ноября 2018 года США запретили экспортировать нефть из Ирана и вести бизнес с иранскими нефтедобывающими компаниями. Так, американским и, в том числе, европейским компаниям были запрещены любые операции с иранскими банками, включая и ЦБ Ирана. Однако, США вывели из-под действия этих санкций несколько стран-покупателей иранской нефти: Китай, Индию, Грецию, Южную Корею, Японию, Тайвань, Италию и Турцию (Blocking Statute).
Следующий пакет санкций был введен в январе 2020 года. США ввели санкции в отношении 17 иранских горнодобывающих и металлургических компаний, а также иностранных судов, участвовавших в закупке их продукции. Санкции также были введены в отношении восьми высокопоставленных чиновников Ирана.
23 января были введены санкции против гонконгских предприятий Triliance Petrochemical Co. Ltd. и Sage Energy HK Limited, шанхайской Peakview Industry Co. Limited, а также базирующейся в ОАЭ Beneathco DMCC, поскольку данные предприятия были причастны к незаконному экспорту иранской нефти.

2) Общие лицензии выдаются OFAC публично и устанавливают общее исключение из санкционного режима. А специальные лицензии выдаются только по заявлению и с обязательной отчетностью, которая включает детальное описание сделки; контактные данные всех лиц, участвующих в сделке; отчет о проведении сделки.

3) Данной компании можно выходить на рынок Ирана.
Для начала необходимо будет провести санкционный screening, чтобы обезопасить себя от негативных последствий.
Во-первых, в связи с тем, что поставка лекарственных препаратов подпадает под действие общей лицензии, разрешающей поставку медицинских товаров в Иран как американским, так и неамериканским резидентам, то действие санкционного законодательства не распространяется на нашу компанию.
Во-вторых, в содержание внешнеэкономических контрактов необходимо будет включать санкционную оговорку (в форме отдельного Sanction letter, либо в самом контракте в разделе «Права и обязанности сторон», либо в форме Sanction exposure questionnaire), содержащую такие типовые положения, например, как: «стороны обязуются не осуществлять использование денежных средств на финансирование деятельности либо лиц, запрещенных санкционными постановлениями»; «стороны обязуются предоставлять информацию об изменении санкционных режимов, которые могут повлиять на исполнение договора»; «стороны обязуются осуществлять все необходимые действия, направленные на уменьшение ущерба от введенных санкций»; «стороны обязуются следовать установленным внутренним процедурам, направленным на соблюдение санкций» и проч.
Таким образом, выполняя вышеуказанные действия, компания сможет обезопасить себя от негативных последствий.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Дарья Трапезникова -

1.   Каковы общие правила американских санкций в отношении Ирана: на кого они распространяются?

Санкции запрещают экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, прямых иностранных инвестиций в нефтегазовую и нефтехимическую промышленность Ирана, экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также любые контакты с банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции и сотрудничество с морским флотом Ирана.

2.   В чем разница между общей и специальной лицензией?

Общая лицензия – это руководство об исключении из списка санкционных транзакций организаций, которые осуществляют определенную деятельность (сфера – продовольственные, сельскохозяйственные товары и медикаменты).

Получение специальной лицензии возможно в случае исключительных обстоятельств, которые позволяют компании получить исключение списка и необходимо запрашивать ее непосредственно у OFAC.

3.   Можно ли данной компании выходить на рынок Ирана? Если да,  то опишите какие действия должна предпринять компания, чтобы себя обезопасить?

В соответствии с Guidance on the Sale of Food, Agricultural Commodities, Medicine, and Medical Devices by Non-U.S. Persons to Iran продовольственные, сельскохозяйственные товары и медикаменты не попадают под санкции. В соответствии с этим данной компании можно выходить на рынок Ирана.

Если продукцию можно отнести к категории гуманитарной помощи (медицинские препараты), наиболее оптимальным способом защиты является ссылка на общую лицензию (в случае ее наличия). Если ее нет, то необходимо подготовить обоснование, чтобы доказать, что действия подпадают под общую лицензию.


В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Кирилл Глотов -
Вопрос № 3. 1. На сегодняшний день США администрирует порядка 30 санкционных режимов, в частности, один из самых известных и длительных является санкционный режим против Исламской Республики Иран, который берет свое начало с захвата в заложники дипломатической миссии США в Тегеране в 1980 году. Office of Foreign Assets Control (OFAC) как и в любом другом режиме ведет специальный реестр иранских граждан и юридических лиц (Special Designated Nationals and Block Persons List, далее-SDN), в отношении которых принимаются ограничения в запрете вступать в связи с резидентами США (USA persons), т.е. ни граждане, имеющие домициль в США, ни юридические лица, инкорпорированные на территории США не могут вступать в любые коммерческие отношения с лицами, внесенные в SDN. Также наиболее важными законами США в части секторальных санкций являются Закон о введении санкций против Ирана и Ливии 1996 года (ILSA) и Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и изъятии имущества (CISADA) 2010 года, а также Руководству по торговой деятельности в Иране для неамериканских резидентов, включая сферу медицины (https://home.treasury.gov/system/files/126/iran_guidance_med.pdf).
2. Общая лицензия представляет собой публичное разрешение OFAC на ведение деятельности, которая составляет исключение из санкционного режима (т.е. возможность на однократное взаимодействие в определенном подсанкционном секторе экономики или с подсанкционным лицом). В нашем случае, внимание стоит уделить Общей лицензии № 8 OFAC, которая позволяет проводить транзакции в долларах при (ре)экспортных поставках товаров сельскохозяйственного и медицинского назначения. Специальная лицензия выдается OFAC по рассмотрению заявления (детальное описание сделки, контактные данные всех участвующих лиц) в частном порядке, исходя из конкретного обстоятельства дела и с обязательной отчетностью.
3. Выходить на иранский рынок можно, при этом отдавая себе отчет о высоких санкционных рисках. Чтобы максимально уменьшить возможные последствия то необходимо придерживаться ряда пунктов: 1) необходимость отдела комплаенса, который будет активно участвовать в отслеживании всех действий компании на иранском рынке на предмет нарушения санкционных режимов и в оценке рисков операционной деятельности; 2) строгие требования в части внутренней отчетности и аудита и их соблюдение, чтобы обезопасить компанию в случае выявление нарушений; 3) провести обучение персонала на тему соблюдения санкционных режимов (что дозволено, что запрещено) и по возможной ответственности, которую они могут лично понести.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Лилия Тухфатуллина -
1. Каковы общие правила американских санкций в отношении Ирана: на кого они распространяются?
Экономические санкции против Ирана связаны с разрабатываемыми в Иране ракетной и ядерной программами. Под санкции попали такие ключевые сектора иранской экономики, как автоиндустрия и производство ковров. Была также полностью запрещена продажа в Иран американских пассажирских самолетов и комплектующих к ним.

Иностранные инвесторы, компании и предприятия, том числе европейские, покидали страну, опасаясь потерять очень важный для них американский рынок. Французский энергетический концерн Total вышкл из миллиардного газового проекта. Немецкий автопроизводитель Daimler, а также французский PSA и Airbus тоже заявили о своем уходе из Ирана.

Американским компаниям запрещены любые операции с иранскими банками, в том числе и с Центральным банком Ирана. Также США требовали чтобы компании из третьих стран, ведущие бизнес с Ираном, в течение 60 дней завершили все свои дела с иранскими партнерами.

2. В чем разница между общей и специальной лицензией?

Общие – выдаются OFAC публично и устанавливают общее исключение из санкционного режима
Специальные – выдаются только по заявлению и с обязательной отчетностью

3. Можно ли данной компании выходить на рынок Ирана? Если да, то опишите какие действия должна предпринять компания, чтобы себя обезопасить?

Да, можно, так как есть общая лицензия № 8в отношении Ирана, которая разрешила ЦБ Ирана участвовать в проведении оплаты экспорта и реэкспорта товаров сельскохозяйственного и медицинского назначения.
Также существует Guidance on the Dale of Food, Agricultiral Commodities, Medicine, and Medical Devices by Non-U.S. Persons to Iran (25 июля 2013 г.)
Компании нужно тщательно организовать систему санкционного комплаенса и быть готовой к предоставлению доказательств, подтверждающих установленную возможность продавать фармацевтическую продукцию в Иран, а именно указать на общую лицензию, которые направлены на гуманитарные цели
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Юлия Астахова -
Вопрос 3.
В отношении Ирана действуют односторонние американские санкции различного вида: торговые и финансовые, классические и адресные. Особое внимание американский регулятор уделяет торговле иранской нефтью, из-за чего в январе 2020 года были введены санкции в отношении нескольких гонконгских, шанхайских и арабских компаний в связи с их причастностью к незаконному экспорту иранской нефти. Кроме того, американский регулятор OFAC ведет списки граждан особой категории и запрещенных лиц, например SDN, среди которых есть также иранские лица, с которыми американским физическим и юридическим лицам нельзя вести бизнес. Помимо санкций в отношении иранских лиц возможно наложение вторичных санкций, например в соответствии с законом CAATSA (введение санкций в отношении лиц, которые вследствие сотрудничества с подсанкционными лицами из Ирана становятся такими же).
Для фармацевтической компании из Западной Европы более предпочтительным способом защиты в описанной ситуации является внедрение эффективного санкционного комплаенса (в соответствии с требованиями OFAC от 2019 г.) и получение от OFAC общей лицензии, которая, как правило, направлена на гуманитарные цели, в том числе на поставку товаров медицинского назначения на территорию Ирана (выдается публично и устанавливает общее исключение из санкционного режима; пример – общая лицензия № 8 в отношении ЦБ Ирана) в отличие от специальной лицензии (выдается для совершения определенной сделки / транзакции по заявлению с детальным описанием действий и участвующих лиц с последующей обязательной отчетностью о проведенной сделке / транзакции).
Кроме того, есть возможность включения санкционной оговорки в договоры с контрагентами, где устанавливаются различного рода запреты, например финансировать или осуществлять подсанкционную деятельность, а также обязательства соблюдать санкционные режимы третьими сторонами, вводить и соблюдать политики и процедуры, направленные на соблюдение санкций.
Если компания станет подсанкционной в результате своей деятельности на иранском рынке, есть возможность защиты посредством разблокировки активов компании. Для этого компании надо доказать, что она была включена в санкционный список по ошибке / необоснованно или же доказать, что оснований для включения в санкционный список было недостаточно.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Геннадий Поросенков -
Вопрос 3.
Вас попросили разработать положение о соблюдении санкций для фармацевтической компании из Западной Европы, которая рассматривает возможность предлагать свои лекарства на разных рынках, включая Иран.
Прежде, чем приступить к разработке документа, вам необходимо ответить на несколько вопросов:
1. Каковы общие правила американских санкций в отношении Ирана: на кого они распространяются?
2. В чем разница между общей и специальной лицензией?
3. Можно ли данной компании выходить на рынок Ирана? Если да, то опишите какие действия должна предпринять компания, чтобы себя обезопасить?

Американские санкции в отношении Ирана преимущественно распространяются на нефтедобывающий и финансовый сектора, т. е. они включаются в SSI (Sectoral Sanction Identifications).
Для решения вопроса о том, можно ли выходить фармацевтической компании на рынок Ирана необходимо проверить наличие общей лицензии или специальной лицензии. Общая лицензия представляет собой разрешение на осуществление деятельности, поставку продукции определенного вида. Специальная лицензия подразумевает разрешение на конкретную поставку конкретной продукции.
Так, для начала нам необходимо выяснить, существует ли общая лицензия на поставку лекарств в Иран. C 2012 г. Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control – OFAC) добавила общую категорию лицензий (EAR99), под которую подходит большинство лекарственных препаратов. Далее, необходимо проверить, подходят ли предполагаемые лекарственные препараты под эту лицензию, если подходят не все, то может потребоваться запрос специальной лицензии от OFAC. Для того, чтобы обезопасить себя требуется провести тщательный Due Diligence, особенно на предмет того, присутствуют ли потенциальные контрагенты в санкционных списках, а также при заключение договоров включить санкционную оговорку или гарантийное письмо.

Список источников
1. Экономические санкции в период пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2020/06/09/ekonomicheskie_sankcii_v_period_pandemii_84278 (дата обращения: 19.04.2021).
2. Setayesh S., Mackey T. K. Addressing the impact of economic sanctions on Iranian drug shortages in the joint comprehensive plan of action: promoting access to medicines and health diplomacy // Globalization and Health. 2016. № 1 (12). C. 31.
3. Welle (www.dw.com) D. Все, что нужно знать о санкциях США в отношении Ирана | DW | 04.11.2018 // DW.COM [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/все-что-нужно-знать-о-санкциях-сша-в-отношении-ирана/a-46142617 (дата обращения: 19.04.2021).
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Дарья Казакова -
Казакова Дарья. Вопрос 3.

Вас попросили разработать положение о соблюдении санкций для фармацевтической компании из Западной Европы, которая рассматривает возможность предлагать свои лекарства на разных рынках, включая Иран.

Каковы общие правила американских санкций в отношении Ирана: на кого они распространяются? Иранские санкции OFAC запрещают все прямые и косвенные транзакции, затрагивающие иранские компании, компании, которые располагаются / зарегистрированы в Иране, граждан или государство. Иранские санкции также запрещают экспорт, реэкспорт, продажу или поставку товаров лицам или третьим странам, которые будут умышленно перепродавать, экспортировать товары в Иран или Правительству Ирана. В рамках исключений из анти-Иранских санкций, OFAC предусмотрел общие (генеральные) и специальные лицензии, которые позволяют организациям и гражданам США осуществлять подсанкционные действия без ущерба для себя.

В чем разница между общей и специальной лицензией? OFAC предлагает 2 вида лицензии – общая (разрешение исходит не конкретно из определенной бумаги/ордера, которые выдаются в зависимости от фактов, а из закона – право на генеральную лицензию прописано в законе, оно самоисполняемо, генеральная лицензия автоматически применяется к любому лицу, которое соответствует условиям, соответствующим определенным типам транзакций) и специальная (направлена на конкретное действие, факт, выдается отдельно на Вашу деятельность или транзакцию). Если лицо нацелено действовать в санкционной стране - оно должно проверить, подпадает ли его деятельность под генеральную лицензию (исключение), и если нет – то оно имеет право запросить рассмотрение его деятельности и фактов для выдачи специальной лицензии.

Можно ли данной компании выходить на рынок Ирана? Если да, то опишите какие действия должна предпринять компания, чтобы себя обезопасить? Во-первых, стоит учитывать, что в нашем примере компания – не является юр.лицом США. В связи с этим, продавать на иранском рынке свои товары можно, но я посоветую не участвовать в сделках с товарами двойного назначения, в рамках таких секторов экономики, как гос. закупки, вооружение и гуманитарная помощь. Не стоит сбывать товары лицам, которые есть в списке OFAC Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN List) или осуществлять валютные операции, подпадающие под юрисдикцию США (в долларах); помогать банкам Ирана; брать кредиты от государственных институтов Ирана.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Юлия Благун -
Санкционный комплаенс. Вопрос 3.
1. Санкции США против Ирана направлены в основном на ограничение торговли золотом и другими драг металлами, покупки или продажи алюминия, стали, угля, запрещена покупка нефти и нефтепродуктов, введены санкции против портов и предприятий кораблестроительной отрасли. Субъектами являются резиденты США. Объектами ЮЛ и ФЛ Ирана. Под действие санкций США могут попасть также лица, сотрудничающие с персонами из санкционного списка.
2. Общие лицензии выдаются на определенные цели, в основном – гуманитраные. Специальная лицензия выдается таргетированно – определенное ЮЛ, определенная транзакция, детальное описание и отчет о проведении сделки.
3. Согласно документу Guidance on the Sale of Food, Agricultural Commodities, Medicine, and Medical Devices by Non-U.S. Persons to Iran (Руководство), а также Законам США о санкциях США поддерживают исключения из санкций, разрешающие продажу в т.ч. лекарств и медицинских изделий лицами, не являющими гражданами США, для оказания помощи поставщикам медицинских услуг, в данном Руководстве подчеркивается, что данные продажи не подпадают под санкции в соответствии с законодательством США.
Т.к. OFAC на офсновании формальных признаков в автоматическом режиме может заблокировать различные транзакции, во избежание данной ситуации (попадания под санкции) фармацевтическая компания может защититься в административном порядке, например, путем получения общей лицензии (по данному вопросу уже существует – общая лицензия №8). В случае попадания под санкции можно обратиться в Комитет ООН по санкциям и сообщить об ошибке.
Фармацевтической компании при выходе на другие рынки, следует предусмотреть наличие санкционной оговорки в договоре (или разработать sanction letter), где предусмотреть все действия сторон, чтобы не попасть под санкции, а также последствий, если одна из сторон все же попадет под санкционный режим.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Кирилл Гришин -
Вопрос 2.
1. 
Заключению соглашения на оказание брокерских услуг должна предшествовать тщательная проверка контрагента. Важно понимать
A) Кто конечный бенифициар (если клиент - компания)
B) Географию деятельности клиента
C) Характер деятельности клиента
2.
А) Государственным служащим Российской федерации (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145998/)
B) Неквалифицированным инвесторам, т.к. в РФ планируется со временем запретить им доступ к иностранным ценным бумагам.
C) Клиентам, осуществляющим тесную связь с государственными организациями или отдельными должностными лицами, так как ностранные ценные бумаги с большой вероятностью могут привести к нарушению FCPA и Bribery Act.
3.
А) Ищем конечного выгодоприобретателя от действий контрагента
B) Сравниваем выгодоприобретателя с лицом из списка по санкциям в формате SBN или его деятельность с санкциями в формате SSI
C) Исследуем географию деятельности контрагента, действует ли он на территории Крыма, ДНР, ЛНР.
D) Исследуем, существуют ли отношения между контрагентом и подсанкционными лицами ( если взаимодействует, просим у контрагента обосновать свои действия в соответствии с санкционным законодательством: разрешены ли они и на основании чего)
F) Если контрагент под санкциями, анализируем, возможно ли пройти по general license, реструктуризировать контрагента убрав подсанкционен лицо из управления компанией или приобрести специальную лицензию
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Клара Минасян -
Вопрос №1. Речь идет о международных санкциях, так как правительства США, Евросоюза, Канады, Мексики, Панамы и Швейцарии применили индивидуальные санкции против лиц, связанных с администрацией Николаса Мадуро. (действующий президент Венесуэлы, который по мнению указанных стран является «диктатором»)
Вопрос № 2. В чем разница между SDN и SSI? Какой вид санкций более актуален для данной компании? Почему?
SDN List — это блокирующие санкции. Их применяют против конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций. Любое сотрудничество с участниками этого списка и операции с их имуществом запрещены. Их имущество на территории США считается заблокированным.

SSI (Sectoral Sanctions Identifications) List — секторальные санкции. Они ограничивают заключение сделок и операций в отношении компаний, которые работают в определенных секторах экономики: финансовом, энергетическом и оборонном секторах экономики России. При этом имущество и имущественные права участников списка SSI не считаются заблокированными (в отличие от блокирующих санкций).

Резоннее говорить о SDN List, как об актуальном списке, так как блокирующие санкции распространяются на любые действия (включая сделки, связанные с передачей, оплатой, экспортом, получением) в отношении имущества и долей в имуществе компаний или физических лиц, включенных в санкционный список. Санкции также распространяются на сделки с имуществом и долями в имуществе компаний, которые на 50% или более, индивидуально или совместно с другими лицами, прямо или косвенно принадлежат одному или несколькими лицами, которые включены в санкционный список блокирующих санкций. Из этого следует, что «шансы» попасть в данный список – большие. Но, указанной компании необходимо обратить внимание и на секторальные санкции, так как они предполагают наложение санкций в том числе на компании нефтегазового сектора.
Вопрос №3. Проверка контрагентов и клиентов.
1) Провести анализ риск-факторов, например:
• учесть, что субъектный состав санкционных правоотношений состоит из собственного резидента США: под действие регулятора в лице МинФина США подпадают кредитные организации США; кредитные организации с участием американских организаций. Из этого следует, что необходимо проверить на предмет связи лица с США;
• утвердить в компании политику (регламент) по соблюдению санкционного законодательства США, ЕС, ООН и РФ;
• ознакомить все подразделения компании с регламентом и предупредить о последствиях несоблюдения;
• провести усиленную проверку, если клиент из США, ЕС или это российские представительства из указанных юрисдикций.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Вадим Удинцев -
ВОПРОС 3
1. Согласно Закону о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестировании (CISADA), существуют энергетические и финансовые санкции. Обобщая действия, попадающие под действие CISADA, можно сделать вывод о том, что инвестиции в нефтяные ресурсы, продажа, аренда и предоставление товаров и услуг, которые могут непосредственно и существенно способствовать поддержке или расширению отечественного производства продуктов нефтепереработки Ираном на определенную сумму, а также содействие: операциям Ирана, связанным с ОМУ; операциям, связанным с поддержкой террористов со стороны Ирана; деятельности лиц, попавших под действие санкций в соответствии с резолюциями СБ ООН по Ирану; значительным операциям «Стражей Исламской революции» или их родственных компаний; или значительным операциям имеющих связи с Ираном банков, особо обозначенных Соединенными Штатами, могут привести к введению санкций. В случае с энергетическими санкциями, под их действия может попасть абсолютно любое лицо, а под финансовые санкции, могут попасть лишь банки.
2. Общие лицензии устанавливают общие исключения из санкционного режима и принимаются в отношении сделок с определенными объектами (например, гуманитарная помощь), а общие лицензии выдаются только по заявлению для определенной транзакции определенному юридическому лицу, и с обязательной отчетностью.
3. Согласно Guidance on the Sale of Food, Agricultural Commodities, Medicine, and Medical Devices by Non-U.S. Persons to Iran от 25.07.2013, лицам не из США, также, как и лицам из США разрешено продавать в Иран еду, сельхоз продукты, лекарства и медицинские устройства. Таким образом фармакологической компании из Западной Европы можно выходить на рынок Ирана. Для того чтобы обезопасить себя от применения санкций, продукция этой компании, поставляемая в Иран должна оплачиваться только со счетов Центрального Банка Ирана или коммерческих банков Ирана, которые не были отмечены США.
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Елена Мамченко -
Вопрос 3.
1. OFAC ввело санкции в отношении Ирана затрагивают поставки нефти, банки, а также компании и физические лица. Если говорить в деталях, то данные санкции запрещают экспорт иранской нефти, а также направлены против операторов портов, судоходных и судостроительных компаний, финансового сектора – прежде всего компаний, страхующих танкеры, а также ограничивают операции с иранскими банками и Центрального банка Исламской Республики Иран. К примеру, Sanctions Search List на сайте OFAC выдает по 236 физических лиц и 709 юридических лиц, на которых направлены санкции.
2. Разница между общей и специальной лицензией состоит в следующем. Общая лицензия – это разрешение OFAC на участие в транзакции, которая в противном случае была бы запрещена. Общая лицензия разрешает определенный тип транзакции для определенного класса лиц без необходимости подавать заявку на получение лицензии. Специальная лицензия – это письменный документ, выдаваемый OFAC определенному физическому или юридическому лицу и разрешающий конкретную транзакцию в ответ на письменное заявление на получение лицензии. Лица, участвующие в сделках на основании общих или специальных лицензий, должны убедиться, что все условия лицензий строго соблюдаются.
3. Так, в Guidance on the Sale of Food, Agricultural Commodities, Medicine, And Medical Devices by Non-U.S. Persons to Iran говорится, что «Чтобы помочь лицам, не являющимся гражданами США, в том числе банкам и поставщикам медицинских услуг, полностью понять эти льготы, в данном Руководстве подчеркивается, что эти продажи Ирану не влекут за собой санкций в соответствии с законодательством США» Поэтому можно сделать вывод о том, что фармацевтическая компания может выходить на рынок Ирана, т.к. ее деятельность не подпадает под санкции. Вероятно, если контрагентами компании когда-либо станут юридические лица Ирана, находящиеся в санкционном списке, то против нее могут ввести санкции. Следовательно нужно ставить вопрос о проведении процедуры Due Diligence. В договорах с контрагентами необходимо включать санкционную оговорку, к примеру, в виде следующих положений: «Стороны взаимно подтверждают, что они при заключении договора не находятся под санкциями в отношении предмета договора, места исполнения договора и иных условий договора.
Стороны договариваются о запрете на любую деятельность, следствием которой может быть применение санкций, а также запрет на использование денежных средств для финансирования деятельности, запрещенной санкционными постановлениями, либо лиц, подпадающими под санкции.
Стороны соглашаются, что владельцы не должны сознательно привлекать или нанимать любых лиц, компании или организации, против которых могут быть направлены санкции ООН, Швейцарии, США, ЕС, правительства страны нахождения любой из сторон, вовлеченных в исполнение этой транзакции. В случае, если любой стороны имеют право расторгнуть договор путем уведомления, при этом штрафные санкции не будут применяться ни к одной из сторон.»
В ответ на Денис Примаков

Re: Итоговое задание по санкционному комплаенсу

от Вита Зубкова -
Вопрос 3:
1. Санкции США против Ирина задевают большинство основных областей жизнедеятельности, а с 2019года распространились в том числе и на здравоохранение. Компаниям запрещается производить доставку различного оборудования. однако, надо отметить, что существует понятие общей лицензии, по которой оказание услуг населению продовольствием и медикаментами, должно исключаться из санкционного списка. Для обеспечение безопасности компании необходимо: 1) составить полную политику компании в плане проведения любых процедур по санкционному комплаенсу, нанять сотрудников, отвечающих за оперативное отлсуживание изменений. 2) работать в стром соответсвении с общей лицензией на данный вид деятельности. 3) провести проверку всех лиц (в т.ч. и третьих лиц), которые будут привелекаться к поставкам и участвовать в сделках. чтобы исключить тех, кто уже находиться в анкционных списках, вплоть до конечных бенефициаров. таким образом, необходимо минимизировать любые возможные риски в работе.