Основная идея вебинара - узнать, как проводится оценка антикоррупционных комплаенс-программ с точки зрения американского регулирования (Corporate Enforcement policy, Evaluation of Corporate Compliance Programs (для прокуроров), детально рассмотреть виды возможных соглашений с американским регулятором и осознать, какие последствия ждут лицо в случае нарушения FCPA.
1. Было интересно узнать о связи коррупции и конкуренции, а также что за коррупционные правонарушения в США наказывают в соответствии с антимонопольным законодательством.
Полезно также было подробно узнать о том, какие ответы хотят получить прокуроры DOJ при оценке комплаенс-программы: - риск-менеджмент, сформированность политик, обучение, hot line, проверка контрагентов, процессы M&A;
- tone at the top и взаимоотношения с высшим менеджментом, ресурсы, структура и независимость комплаенс-функции, мотивация и ответственность;
- частота комплаенс-политик, качество внутренних расследований, анализ и исправление нарушений.
Сравнительный анализ с ISO 37001 и изучение структуры стандартов, особенно в части контекста организации и зон комплаенс-рисков дополнили знания в области оценки комплаенс-программы.
Практика приглашения независимых директоров в компанию, согласно требованиям закона SOX, представляется верной и интересной.
SEC не ведет расследований, влекущих уголовную ответственность. SEC ведет деятельность только в рамках гражданской и административной юрисдикции.
2. Почти все дела (97%) заканчиваются соглашением с регулятором, что позволяет виновным физическим лицам избегать ответственности (до Меморандума Йетса).
При достаточно жестком американском регулировании ведение мониторинга в компании теряет свою актуальность.
Deferred prosecution agreement популярнее в разных странах, чем Non-Prosecution Agreement, однако первый вид соглашения представляет собой отложенное уголовное преследование и является менее желательным для компании.
3. Вопросы, которые ставят перед собой прокуроры DOJ при оценке комплаенс-программы и ISO 37001 стандарты, должны быть использованы при построении комплаенс-системы в любой иностранной компании (правильно сконструированная комплаенс-программа, добросовестное применение комплаенс-программы, реальное воплощение ее на практике, выбор необходимых для компании зон рисков, определение риск-аппетита и др.). Если все перечисленное будет соблюдено, то существует вероятность смягчения ответственности со стороны не только американского регулятора в случае коррупционного правонарушения.
В случае заключения компанией какого-либо соглашения с американским регулятором известен порядок действий, который необходимо применять на практике (выплата штрафа, улучшение комплаенс-программы, наем оценщика для ведения мониторинга, реституция доходов по коррупционной сделке).
Знание порядка работы компании, проводящей мониторинг в связи с определенным соглашением, поможет выстроить грамотную линию поведение при работе с такой компанией и получить положительное заключение о соблюдении всех предписаний.
Все возможные последствия для компании и комплаенс-менеджера (штрафы, ответственность, репутационные издержки) обосновывают необходимость построения эффективной комплаенс-системы в организации.